13 февраля 2014 года в общественной организации «Радимичи – детям Чернобыля» прошёл обучающий семинар «Особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, интеграция в среду сверстников».
Участниками стали студенты педагогического и медицинского колледжей г.Новозыбкова и старшеклассники, которые на протяжении 1-2 лет принимают участие в реализации социально-значимых проектов и программ НКО «Радимичи» в качестве добровольцев.
Семинар по обучению добровольцев стал необходимым для них мероприятием, так как радимичи уже с 1995 года работают с детьми-инвалидами и основной целью является социальная адаптация и интеграция их в сообщество. В ходе интеграционных мероприятий добровольцы вовлекают детей-инвалидов и их здоровых сверстников в совместную игровую, творческую, спортивную деятельность. Но не всегда здоровые сверстники готовы принимать в игру ребёнка-инвалида, а добровольцы не всегда знают, как помочь детям в такой ситуации. Возникают конфликты. Поэтому организаторы семинара поставили задачи:
- формировать у добровольцев опыт интеграции детей-инвалидов в среду сверстников;
- предоставить возможность прочувствовать и понять, как и что ощущает ребёнок-инвалид при различных раздражителях.
Мероприятие было разделено на несколько частей:
- Теоретическая часть, в ходе которой добровольцы познакомились с принципами и особенностями работы с детьми-инвалидами, а также обсудили области развития детей-инвалидов; внимание было акцентировано на теме «Восприятие».
- Практическая часть – станционная игра «Мир ощущений», в ходе которой студенты ощутили на себе различные раздражители из следующих областей восприятия: зрительное, слуховое, вестибулярное, кинестетическое, тактильное, вкусовое, обоняние. Так, во время прохождения площадки по тактильному восприятию, участники без обуви проходили тактильную дорожку и определяли с закрытыми глазами содержимое ящиков, затем в тазах с чечевицей и крахмалом искали мелкие предметы. На площадке по вкусовому восприятию, студенты с закрытыми глазами, по вкусу узнавали продукты питания и описывали их качества: сладкий, солёный, горький, холодный, тёплый, вкусный, неприятный и т.д.
- Рефлексия, в ходе которой участники делились впечатлениями, обсуждали площадки, делали выводы. Эта часть прошла в форме «измерения температуры тела», когда каждый из участников должен был поставить кружочек на определённом уровне градусника – от минус 10 (время проведено бесполезно) до плюс 40 (понял суть семинара и готов проводить интеграционные мероприятия).
- Сладкий стол.
НКО «Радимичи» благодарит спецпедагогов Германии за обучение сотрудников-радимичей и методические материалы, на основе которых была подготовлена программа семинара.
Быкова Екатерина, координатор Информационного чернобыльского центра “Радимичи”