Юлия Крохина, студентка отделения журналистики филологического факультета БГУ им. академика Петровского
Именно такое решение мы приняли на семинаре проекта «Мы создаем наше будущее…».
«Ложимся спать! Через полчаса выключаем свет!», – весело кричит нам Маша, вожатая «семейки», – Нужно выспаться хорошо. Завтра – важный день».
И, действительно, так оно и было.
Первомайское утро. Зарядка среди высоких сосен. Чай из разноцветных стаканчиков в столовой… Важный, тот самый день, начался как нельзя лучше!
В нашей группке-«семейке» семинар по коммуникации «Права ребенка – общаться с уважением!» проводили Светлана Польская и Яна Бондаренко, руководители социальных программ «Радимичи – детям Чернобыля».
Приходилось ли вам слышать когда-либо о двух стилях общения: «языке жирафа и языке шакала»? Они описаны американским психологом, создателем метода ненасильственного общения, Маршаллом Розенбергом.
«Язык жирафа – это язык сердца. Иногда в нем даже слова не нужны. Понимаете, ребята?», – говорит нам Светлана. Мы, конечно, понимаем. И хорошо видим черту, которая разделяет эти два стиля.
Сижу сбоку, в самом начале нашего полукруга. Думаю о жирафе – африканском, многопятнистом и бесконечно добром, с большим сердцем. Он ходит и поглядывает на всех веселым глазом, говорит тоже по-особому – без агрессии, всегда знает, что и зачем говорит, уважает собеседника. А рядом, за высоким кустом, прячется шакал. Помните сопровождающих Шерхана в мультфильме? Вот и здесь такой же. Серенький, неприметный, но какой-то особенно злой и боязливый. Если говорит с кем-то, то вечно нагрубит, обидит… Иногда непонятно, почему он себя так ведет.
Мы пробовали смоделировать различные ситуации и по-разному вели себя в них. В соответствии со стилем общения были и «жирафами», и «шакалами». На вопрос «Кем быть?», можем ответить однозначно: «Жирафом!».
Для тех, кто будет работать с детьми в лагере «Новокемп», значимость такого обучающего занятия неоценима. И мы на самом деле провели время весело, интересно, а главное – с пользой. Полученные знания помогут создать правильную, комфортную атмосферу в общении с ребенком.