«Дети разные важны!» — под таким девизом в новом учебном году в общественной организации «Радимичи» (г. Новозыбков, Брянская обл.) налажена организация досуга и внешкольной работы детей и их родителей. Она проходит в рамках социально значимого проекта «В центре внимания — семья», который в апреле 2014 г. был поддержан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Центр «Радимичи» уже шесть лет работает по принципу низкопорогового клуба. Низкопороговый клуб – это место свободного доступа, предлагающее детям и молодежи возможность проведения неструктурированного досуга, свободного общения. Впервые с этим понятием – как новой формой работы с детьми и семьями, направленными на профилактику семейного неблагополучия, педагоги-радимичи познакомились в Германии. С 2008 по 2012 года в рамках международных проектов они изучали и перенимали опыт у немецких педагогов в детских и молодежных центрах города Золинген (Земля Северный Рейн-Вестфалия).
Продолжить эту работу радимичам удалось в рамках проекта «В центре внимания — семья». Начиная с апреля этого года радимичи проводят с детьми и их родителями программы выходного дня, игровые и творческие мероприятия, образовательные и просветительские занятия по социальным темам.
Летом в общественной организации «Радимичи» был проведен ремонт и специально оборудованы три помещения для работы с детьми. В одном из них дети могут играть в настольный теннис и настольный футбол. Здесь же в распоряжении посетителей и педагогов место для хранения спортивного инвентаря. Желающие могут брать мячи, скакалки, кегли и играть с ними на улице в подвижные и спортивные игры.
В другой комнате оборудован уютный уголок, где стоит мягкая мебель, установлен проектор для просмотра детских фильмов. Много игр и детских книг и фотографий в третьем помещении. Здесь ребята могут устроиться за столами и поиграть вместе в настольные игры, попить чай, заняться изготовлением поделок.
Важную роль педагоги-радимичи отводят совместному с детьми оформлению помещений. Они инициируют детей к выражению своих пожеланий и участию в оформлении декораций и настенных рисунков. Также вместе они прорабатывают правила поведения для посетителей центра и планируют досуговые мероприятия.
Для улучшения социальной адаптации в общество сверстников и для дальнейшей самостоятельной жизни радимичи проводят с детьми, воспитывающимися в семьях «группы риска» игровые и творческие массовые мероприятия. Участие в них приносит детям радость и чувство самореализации, развивает их кругозор.
Параллельно в рамках внешкольной деятельности радимичи предлагают для детей и родителей неформальные занятия по социально важным темам, таким как формирование навыков здорового образа жизни, изучение основ безопасного проживания на загрязненных радионуклидами территориях, знакомство с правами ребенка, развитие коммуникативных навыков, толерантности и других социальных компетенций.
Дополняет выше названные виды досуга Интернет-кафе, которое находится в Компьютерном клубе «Радимичи». Желающие могут два раза в неделю пообщаться со сверстниками, познакомиться с простыми программами для общения (например: скайп, электронная почта). Добровольцы из числа студентов и старшеклассников охотно помогают в этом.
Достаточно востребованными продолжают оставаться индивидуальная работа (консультации с психологом, педагогами) и групповые встречи детей с ограниченными возможностями и их родителей. Еженедельно по пятницам в «Радимичах» собирается группа детей и молодых взрослых с ограниченными возможностями. При сопровождении педагога они общаются, занимаются творчеством, обучаются навыкам самообслуживания (приготовление пищи, домоводство, гигиена). Интегрируясь по мере возможности в массовые праздники и мероприятия, они знакомятся со сверстниками из коррекционной школы, приюта, интерната и других образовательных учреждений г. Новозыбкова. Данная работа ведется при поддержке Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Педагоги-радимичи открыты для детей и готовы оказывать им в дальнейшем посильную педагогическую и социальную помощь. Использование низкопороговых принципов в работе имеет ряд преимуществ, главными из которых являются существенное сокращение времени пребывания ребенка без контроля со стороны взрослых, повышение уровня их социальной адаптации и развитие их потенциала.